Библиотека Российской академии наук (БАН)

Базы данных


ЭК отдела БАН при Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (МАЭ) - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полный информационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: <.>II=Ж-1513/2023/2(20)<.>
Общее количество найденных документов : 11
Показаны документы с 1 по 11
1.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания : Ж-1513/L63
Автор(ы) : Lewit T.
Заглавие : Humans and Animals in the Early Middle Ages: Traumas, Transformations and Taboos
Место публикации : РАН. Этнография/ Рос. акад. наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Санкт-Петербург, 2023. - № 2(20). - С. 6-25: ил. - ISSN 2618-8600 (Шифр Ж-1513/2023/2(20)). - ISSN 2618-8600
Примечания : Библиогр.: с. 19-25
Аннотация: Период с V по VIII в. в Европе был временем глубокого кризиса: политические, военные и экологические травмы; трансформация социокультурной среды; и новые религии, религиозные практики и табу. В этих обстоятельствах связь между людьми и животными изменилась, причем изменения эти происходили несколькими путями. Развитие за последние два десятилетия новой дисциплины — зооархеологии — открывает новые возможности для исследования этих изменений. Изменения окружающей среды и миграции новых групп в бывшую Римскую империю значительно повлияли на практики животноводства. Миграции новых популяций из Центральной Азии, Восточной и Центральной Европы и Аравии повлекли за собой изменения и в социально-политической символике, и в мифологических представлениях о различных животных, особенно в тех, что связаны с лошадью. Становление христианства как основной религии и распространение христианских монастырей в Европе стали причиной новых диетических запретов. Различные табу действовали в рамках религиозных и этнокультурных традиций еврейских общин в Европе, завоевание некоторых частей Европы Арабским халифатом тоже стало причиной распространения религиозных и этнокультурных табу. Раннее Средневековье было временем изменений в отношениях человека и животных, и ключевую роль здесь сыграли миграция, идентичность, религия и этнокультурное наследие.
Найти похожие

2.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания : Ж-1513/Ф 17
Автор(ы) : Фаис-Леутская, Оксана Давидовна
Заглавие : Бестиарий Сардинии: звериные/зооморфные персонажи Карнавала Барбаджи
Место публикации : РАН. Этнография/ Рос. акад. наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Санкт-Петербург, 2023. - № 2(20). - С. 26-47. - ISSN 2618-8600 (Шифр Ж-1513/2023/2(20)). - ISSN 2618-8600
Примечания : Библиогр.: с. 42-47
Аннотация: В статье на примере центральной горной области Сардинии Барбаджи автор в контексте сегодняшнего дня исследует мало освещенный в научном дискурсе вопрос сохранения и витальности многих феноменов народной архаичной локальной культуры, в частности традиционных верований и обрядности, главную роль в которых играют звериные, зооморфные персонажи и герои. Почти полное отсутствие антропоморфных протагонистов и превалирование именно «животных» фигур в фольклоре и обрядовых практиках Барбаджи обусловлено многими факторами: историческими, социальными, культурными особенностями бытования горных населенных пунктов (деревень), окруженных дикой природой и продолжающих жить в тесном контакте с ней и с миром локальной фауны; спецификой хозяйственного профиля региона, в котором традиционно преобладает пастушество, что предполагает интенсивное взаимодействие человека с животным миром; консервирующими свойствами горной среды и сохранением уходящих в глубину веков верований и обрядовых практик, детерминированных характером религиозности населения и особенностями конфессионального климата, в частности большим влиянием в горных районах народного христианства, в локальной ипостаси которого язычество, древние обряды и сакрализация животных занимают едва ли не большее место, чем христианские составляющие. Особое внимание в исследовании уделяется так называемому карнавалу в Барбадже — своего рода «концентрату» древних зоолатрических обрядов, в рамках которых широко представлен выход звериных/зооморфных персонажей на сцену общественного пространства локальных коллективов.
Найти похожие

3.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания : Ж-1513/M38
Автор(ы) : Mastronuzzi G., Tamiano D.
Заглавие : Animal Sacrificial Rituals in pre-Roman Southern Italy: Dog Sacrifices in Vaste
Место публикации : РАН. Этнография/ Рос. акад. наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Санкт-Петербург, 2023. - № 2(20). - С. 48-73: ил. - ISSN 2618-8600 (Шифр Ж-1513/2023/2(20)). - ISSN 2618-8600
Примечания : Библиогр.: с. 68-73
Аннотация: Данная работа сфокусирована на результатах археологических исследований, проведенных в Васте (Южная Апулия) Салентийским университетом. В центре расположенного здесь древнего поселения, датированного IV–III вв. до н. э., обнаружены три ямы, содержащие останки, свидетельствующие о совершении ритуальных жертвоприношений домашних животных (с забоем животных, последующим приготовлением пищи и коллективным пиршеством). Здесь обнаружены также останки пяти собак, которые были принесены в жертву, но при этом не были ни забиты, ни съедены. Древние авторы сообщают, что кровавые ритуалы с собаками были связаны с различными аспектами религиозных верований, основанных на идее особой ценности, приписываемой этому животному: эта ценность неоднозначна, поскольку собака ассоциировалась со множеством божеств и считалась нечистой и грязной. Подобный обряд был зафиксирован на территории Апеннинского полуострова в период между железным веком и романизацией. По данным стратиграфии, именно в этот период четко прослеживается распространение данного ритуала, интерпретировать его можно как «завершение» или «заключительный ритуал»: собачьи останки залегают над слоями вотивных приношений или рядом с разрушенными слоями. Анализ ритуала, объяснение его распространения совместно с толкованием письменных свидетельств о нем можно рассматривать как исследовательскую перспективу, включающую антропологию ритуала. Пищевое поведение людей, в данном случае запреты, касающиеся собак, дает ключ к пониманию ритуалов с животными; это поведение связано с постоянным напряжением в отношении сходства и различия между человеческим обществом и животным миром.
Найти похожие

4.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания : Ж-1513/V30
Автор(ы) : Vassilkov, Yaroslav
Заглавие : The Peacock as the Bird of Paradise: A Comparative Study
Место публикации : РАН. Этнография/ Рос. акад. наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Санкт-Петербург, 2023. - № 2(20). - С. 74-92: ил. - ISSN 2618-8600 (Шифр Ж-1513/2023/2(20)). - ISSN 2618-8600
Примечания : Библиогр.: с. 90-92
Аннотация: В Индии павлин был одомашнен и экспортировался в Шумер еще в эпоху цивилизации долины Инда. Погребальные урны позднехараппской «культуры могильника эйч» раскрывают мифологические представления, связанные с павлинами: они изображены уносящими в иной мир души умерших. Способность павлина убивать и поедать змей, будучи невосприимчивым к их яду, породила символическую связь павлина с бессмертием и возрождением. Доарийская мифология павлина перешла в архаическое мировоззрение ранних индоариев. Распространение сотериологических религий, утверждавших в качестве высшей ценности прекращение всяких рождений, отодвинуло образ павлина как психопомпа на периферию индийской культуры. В индийской классической поэзии на первый план выходит связь между павлинами и сезоном дождей и «танец» павлина ассоциируется с обновлением жизни, плодородием и «сезонным» пробуждением сексуального влечения. В вишнуизме павлин является постоянным свидетелем любовных игр Кришны и присутствует как в Гокуле, небесном раю, так и во Вриндаване, земном. В середине I тысячелетия до н. э. павлины попали в Грецию через Персию, а затем в Рим. Мифология павлина, сформировавшаяся в Древней Греции и Риме, имела общие мотивы с представлениями индийской архаики. Павлин стал священной птицей, связанной с идеями метемпсихоза и бессмертия души. В Римской империи павлин был птицей императрицы, а орел — символом императора. Считалось, что после смерти императрицы павлин возносит ее на небо. Христианство превратило образ павлина в важный символ, связанный с бессмертием души, воскресением, таинством причастия и блаженством в раю. В статье предпринята попытка выявить факторы, которые могли способствовать формированию аналогичных мифологий павлина в отдаленных регионах мира, где прямое заимствование можно считать исключенным
Найти похожие

5.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания : Ж-1513/Б 67
Автор(ы) : Бичеев Б. А.
Заглавие : Обряд сажания на коня у ойратов Синьцзяна
Место публикации : РАН. Этнография/ Рос. акад. наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Санкт-Петербург, 2023. - № 2(20). - С. 93-110. - ISSN 2618-8600 (Шифр Ж-1513/2023/2(20)). - ISSN 2618-8600
Примечания : Библиогр.: с. 108-110
Аннотация: В статье анализируется распространенный у ойратов Синьцзяна древний обряд сажания на коня достигшего определенного возраста мальчика. Этот обряд перехода на другой возрастной уровень означал коренное изменение образа жизни. Источниками исследования стали материалы полевых экспедиций в Синьцзян (2016–2019 гг.), где проживают ойраты, а также редкие публикации на эту тему китайских монголоведов. Рождение мальчика означало появление наследника и продолжателя рода. Одно из значимых событий в жизни мальчика — обряд сажания на коня в возрасте пяти-шести лет. Обычно впервые мальчика на коня сажал отец, и это означало для мальчика вступление в качественно другой возраст и другую социальную роль. При этом конь, на которого впервые сажали мальчика, принадлежал ему с самого рождения. Практический смысл этого действия заключался в том, что с момента совершения обряда мальчик был обязан самостоятельно управлять конем. Никто не имел больше права посадить его верхом на лошадь за своей спиной — как малого ребенка. С этого времени он осваивал также умение пользоваться хозяйственными предметами (конское снаряжение, аркан, плеть), обучался самостоятельно пасти скот в дневное и ночное время, пользоваться оружием (ножом, луком, ружьем) и принимал участие в охоте. Такое обучение продолжалось вплоть до его полного вступления в общество взрослых людей, то есть до первого участия в сражении.
Найти похожие

6.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания : Ж-1513/У 18
Автор(ы) : Бутовская, Марина Львовна, Дронова, Дарья Алексеевна, Семенова, Ольга Владимировна, Мабулла
Заглавие : Уважение и забота о старших: связь с чертами личности, эмоциональной эмпатией и культурно-хозяйственным типом в трех традиционных обществах Танзании
Место публикации : РАН. Этнография/ Рос. акад. наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Санкт-Петербург, 2023. - № 2(20). - С. 111-138: ил. - ISSN 2618-8600 (Шифр Ж-1513/2023/2(20)). - ISSN 2618-8600
Примечания : Библиогр.: с. 132-138
Найти похожие

7.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания : Ж-1513/П 31
Автор(ы) : Петросян, Эмма Хачатуровеа, Овсепян Р. А.
Заглавие : Семантика мифологических мотивов ритуала вызывания и прекращения дождя езидов Армении
Место публикации : РАН. Этнография/ Рос. акад. наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Санкт-Петербург, 2023. - № 2(20). - С. 139-162. - ISSN 2618-8600 (Шифр Ж-1513/2023/2(20)). - ISSN 2618-8600
Примечания : Библиогр.: с. 158-162
Найти похожие

8.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания : Ж-1513/С 95
Автор(ы) : Сыртыпова, Сурун-Ханда Дашинимаевна, Наранцэцэг Д.
Заглавие : Оленеводы дархатской котловины, или как живет малочисленный народ Монголии цаатаны
Место публикации : РАН. Этнография/ Рос. акад. наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Санкт-Петербург, 2023. - № 2(20). - С. 163-188: ил. - ISSN 2618-8600 (Шифр Ж-1513/2023/2(20)). - ISSN 2618-8600
Примечания : Библиогр.: с. 186-188
Найти похожие

9.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания : Ж-1513/T92
Автор(ы) : Tumènas, Vytautas
Заглавие : The codification and transformations of rue’s image in Lithuanian tradition
Место публикации : РАН. Этнография/ Рос. акад. наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Санкт-Петербург, 2023. - № 2(20). - С. 189-214: ил. - ISSN 2618-8600 (Шифр Ж-1513/2023/2(20)). - ISSN 2618-8600
Примечания : Библиогр.: с. 211-214
Найти похожие

10.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания : Ж-1513/А 18
Автор(ы) : Авдашкин, Андрей Александрович
Заглавие : В поисках районов концентрации китайцев в российском городе
Место публикации : РАН. Этнография/ Рос. акад. наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Санкт-Петербург, 2023. - № 2(20). - С. 215-239: ил. - ISSN 2618-8600 (Шифр Ж-1513/2023/2(20)). - ISSN 2618-8600
Примечания : Библиогр.: с. 232-239
Найти похожие

11.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания : Ж-1513/Щ 61
Автор(ы) : Щербак, Мария Борисовна
Заглавие : Система образования как инструмент сохранения идентичности тибетских беженцев в Индии
Место публикации : РАН. Этнография/ Рос. акад. наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Санкт-Петербург, 2023. - № 2(20). - С. 240-259. - ISSN 2618-8600 (Шифр Ж-1513/2023/2(20)). - ISSN 2618-8600
Примечания : Библиогр.: с. 257-259
Найти похожие